Четверг, 25.04.2024, 22:27
Инфопроект
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
Меню сайта

Разделы новостей
Последние новости [12]
Юмор [17]
Непознанное [17]
Публикации [1]
Оружие [9]
Это интересно [45]
Загадки истории [12]
Софт [0]

Главная » 2009 » Март » 12 » Тайны "Курска"
Тайны "Курска"
11:23
12 августа 2000 года, в Баренцевом море произошла трагедия, взбудоражившая весь мир: погиб со всем экипажем атомный подводный крейсер К-141 «Курск» Северного флота. Эта была крупнейшая в истории ВМФ морская катастрофа. Казалось бы, о трагедии «Курска» было сказано много, даже тогдашний прокурор Устинов написал книгу с весьма обнадеживающим названием «Правда о «Курске». Однако гибель атомохода до сих пор таит много загадок.

 
Крупнейшая в своем классе

 Атомная подводная лодка (АПЛ) «Курск» считалась одной из наиболее современных и мощных российских подводных лодок и относилась к АПЛ проекта 949. Всего на Северодвинском судостроительном заводе «Севмаш» было построено 13 лодок этого типа (проектов 949 «Гранит» - 2 ед., 949А «Антей» - 11 ед.). Первый атомоход был сдан флоту в 1980-м, последний – в 1999 году. Субмарина «Курск» с тактическим номером К-141 является 12-й лодкой в серии и вступила в состав ВМФ в 1995 году. Последняя, 14-я ПЛ, до сих пор находится на стапелях «Севмаша». Огневая мощь подводного крейсера одним ударом способна уничтожить крупную группировку кораблей противника. За это их на Запада прозвали «убийцами авианосцев». По своим размерам атомоходы проекта 949 являются в своем классе крупнейшими в мире. Его водоизмещение составляет 24 тысячи тонн, что в 1,5 раза больше самой крупнотоннажной американской лодки “Ohio”.

 

  По конструкции субмарина двухкорпусная и состоит из внешнего (легкого) и внутреннего (прочного) корпусов. Прочный корпус разделен на 9 отсеков, если не считать дополнительный отсек «6 бис» на лодках проекта 949А. Внешняя отличительная особенность атомохода – значительная ширина корпуса, вызванная размещением спаренных контейнеров с 24 крылатыми ракетами «Гранит» по бокам вне прочного корпуса. Длина лодки – 155 метров, в движение она приводится двумя ядерными реакторами. Скорость – 30 узлов. За двадцать лет эксплуатации атомоходов этого типа не было серьезных инцидентов. В 1999 году К-141 «Курск» совершил успешный боевой поход в Атлантику, за что его командира, капитана 1 ранга Геннадия Лячина собирались представить к званию Героя России, а экипаж лодки получил звание «Лучший подводный экипаж Северного флота». В ноябре 2000 года АПЛ «Курск» должен был эскортировать боевую авианосную группу в Средиземном море, и это должно было стать своего рода «парадом российского оружия» впервые за многие годы.

Хроника трагедии

 10 августа 2000 г. в 10 часов 00 мин. атомный подводный крейсер «Курск» под командованием 1 ранга Г. Лячина отошел от пирса №8 в Видяево на учения в Баренцевом море. На борту лодки было 118 человек.

 
 Последние радиосообщения «Курска» были получены 12 августа утром в 8 час. 51 мин. Лодка запрашивала разрешение на проведение учебной торпедной стрельбы и получила «добро». Радиодоклад о результатах стрельбы должен был быть передан в 23.00.

 Утром того же дня норвежская сейсмическая служба, станции в Канаде и на Аляске, подводные лодки ВМС США и Великобритании, находящиеся в районе учений сил Северного флота, а также тяжелый ракетный крейсер «Петр Великий» фиксируют два взрыва на дне Баренцева моря. Первый, меньший, зафиксирован в 11 час. 29 мин. 34 сек., второй, более мощный – в 11 час. 31 мин. 48 сек. Обеспокоенное сообщениями о взрывах командование Северного флота в 17.00 (лишь спустя 5 часов 30 минут!) посылает радиограмму «Курску»: «Донести свое место и действие». И только в 23.00, когда истек положенный срок, объявляется аварийная тревога по флоту. В район предполагаемого местонахождения лодки выдвигаются поисковики. Два поисковых самолета обнаруживают масляное пятно в 25 км от берега.

 

  13 августа в 4.36 гидроакустики крейсера «Петр Великий» засекают объект на дне моря, который был опознан как подводная лодка. «Курск» лежал на глубине 108 метров в 150 км от Североморска. В 7.00 министр обороны маршал Игорь Сергеев докладывает президенту В. Путину о факте аварии. Верховный главнокомандующий в то время находится в черноморском курортном комплексе «Дагомыс». От президента никаких заявлений не поступает, и он продолжает отдыхать на пляже.

Спасательная операция

 Как у нас водится, первые официальные сообщения об аварии «Курска» появились лишь через два дня. Однозначно, что инцидент пытались скрыть от широкой общественности. В районе бедствия с первых дней спасательной операции (если это можно назвать спасательной операцией) находились от 15 до 22 кораблей Северного флота. Попытки двух специальных подводных аппаратов «Приз» прикрепиться к кормовому шлюзу атомной субмарины не увенчались успехом (как позже выяснилось, из-за сильной деформации атомохода, что и должно быть в таких случаях). Позже был задействован новейший глубоководный аппарат «Бестер», но и ему не удалось состыковаться с шлюзовой камерой «Курска».

  На трагедию в Баренцевом море сразу откликнулись ведущие военно-морские державы мира, и они были готовы предоставить любую возможную помощь военным морякам. Американцы предложили специальный глубоководный аппарат, помощь предложили и англичане. Но Россия категорически отказалась от предложений спасти экипаж «Курска». Мол, средств для спасения предостаточно, нахождение в районе спасательных сил различных стран приведет к «перенасыщенности в сравнительно небольшом районе».

 13 августа производятся спуски водолазного колокола к месту, где затонул «Курск». В 19.30 лежащая на дне лодка обнаруживается спасателями визуально. С нее слышны слабые стуки: «SOS. Вода». 

 14 августа к лодке вновь спускаются водолазные колокола. В 10.45 проходят первые сообщения для прессы о том, что «на подводной лодке Северного флота произошли неполадки, в результате которых он была вынуждена лечь на грунт». Президент В. Путин продолжает находиться в Сочи. По его указанию создана правительственная комиссия во главе с вице-премьером И. Клебановым для расследования причин гибели (заметьте, не аварии, а гибели – А.Н.) АПЛ «Курск»

 15 августа производится осмотр лодки автономным спускаемым аппаратом, поступают данные о значительных повреждениях в носовой части атомохода. Высказываются предложения, что запаса воздуха на «Курске» может хватить до 18 августа, затем – до 25 августа, если экипаж успел вовремя привести в действие систему регенерации воздуха. 

Президент В. Путин (через 3 дня!) дает первый комментарий и расценивает ситуацию как критическую. В то же день, по сообщению БелТА, президент России В. Путин разговаривает по телефону с белорусским главой А. Лукашенко, предлагает встретиться в Сочи и пробыть там некоторое время. Это приглашение принято Президентом Беларуси с благодарностью. Англичане, не дожидаясь разрешения Москвы, направляют в норвежский порт Тронхейм спасательный аппарат LR-5.

16 августа командование ВМФ наконец-таки получает санкцию президента на привлечение к спасательной операции иностранцев. Из Тронхейма норвежское судно «Normand Pioneer» с аппаратом LR-5 на борту берет курс в район бедствия. Вслед за ним отправляется и другое норвежское судно – «Seaway Eagle» с группой из 11 водолазов.

Пока норвежские суда подходили в район бедствия, все попытки пристыковаться с «Курском были безрезультатны.

 19 августа. Надежд на спасение экипажа «Курска» становится все меньше. Начальник Северного флота вице-адмирал М. Моцак заявляет: «Мы пересекли критическую грань. Нам придется констатировать самое худшее». В 19.30 в район аварии подходит спасательное судно «Normand Pioneer». В ночь с субботы на воскресенье прибывает «Seaway Eagle».

 20 августа к лодке спускаются норвежские водолазы. Разведка простукиванием показывает, что «Курск» затоплен полностью. Норвежцам удается открыть верхний люк спасательной камеры «Курска», что не удавалось российским водолазам в течение семи суток. В 13.00 норвежцы вскрывают люк 9-го отсека, он тоже затоплен полностью. В 17.07 официально объявлено о гибели всего экипажа «Курска». Позже на поверхность удалось поднять тела 12 подводников. Президент В. Путина находился в расположении 104-го полка 76-й Псковской дивизии ВДВ и извинился перед семьями погибших 27 февраля под чеченским селом Улус-Керт десантников 6-й роты. Слова с соболезнованиями в адрес родственников погибших подводников не были высказаны.

 «Курск» был поднят со дна с помощью понтонов и отбуксирован в сухой док под Мурманском осенью 2001 года.

 
Правда генпрокурора

омиссия по расследованию причин трагедии «Курска» рассмотрела, по меньшей мере, 17 версий аварии: от самых фантастических до более-менее правдоподобных. Окончательная версия: непроизвольный взрыв 650-мм практической торпеды 65-76А. Спасти подводников было невозможно. К таким выводам пришли в Генеральной прокуратуре, о чем, кстати, Владимир Устинов докладывал президенту 26 июля 2002 г.

Однако что послужило причиной взрыва торпеды до сих пор остается в тайне. В книге бывшего генпрокурора В. Устинова «Правда о «Курске» о них ни слова не говорится. На основе прокурорского труда был снят фильм, который транслировали в августе 2005 г.

Первопричины ЧП В. Устинов видит в следующем: «Аварийная, как считается, торпеда находилась в трубе аппарата в штатном режиме. То есть задняя крышка задраена. Взрыв топливной смеси внутри аппарата выбил эту крышку, и она, словно ядро, пролетев на расстояние в десятки метров, буквально варилась в переборку между первым и вторым отсеками. Крышка эта стала своего рода роковой печатью, открыв тайну которой, можно раскрыть и тайну гибели «Курска». Но вся загадка заключается в том, что этого не должно было случиться!» Конкретного ответа, как видим, прокурорское следствие не дает. По идее, взрывная волна должна была идти наружу, т.к. кормовая часть торпедного аппарата намного прочнее, чем передняя. А взрыв был направлен наоборот.

Автор «Правды о «Курске» пишет: «На стадии завершающего этапа расследования было выяснено, что нарушения, допущенные должностными лицами войсковой части и торпедной базы вооружения… а также воинскими должностными лицами при получении на борт подводного крейсера «Курск» вышеуказанной торпеды, причиной катастрофы не явились». В общем, не виноваты ни разработчики злополучной торпеды и торпедного аппарата, ни вооруженцы. Значит, погибшие сами виноваты. Видимо, генпрокурору было удобнее завершить расследование традиционным чиновничьим вердиктом.

В. Устинов исключает версию столкновения с другой подводной лодкой, но в то же время ссылается на ряд публикаций в СМИ об американской субмарине, после подозрительного происшествия якобы ушедшей на ремонт в Норвегию. Как будто пытается доказать, что это было нападением. Прокурор ведь не публицист, он должен излагать только факты. «Как боевая подлодка с двойным корпусом могла пойти на дно лишь от столкновения с другим объектом?»– недоумевает Устинов. Подобных недомолвок у автора книги предостаточно. А еще в фильме, показанном на ОРТ говорили, что, что офицер, написавший записку, находился в нормальных условиях и в нормальном состоянии. В книге прокурор пишет, что офицер находился в состоянии отравления угарным газом. Телевизионщики переврали?

Но самое казусное в расследовании генпрокурора в следующем: «Что-то здесь не так. Иначе зачем такая надежная броня, такие мощные системы защиты? Насколько я понимаю, двойной корпус был предназначен именно для этого, для отражения любого тарана. Значит, никакого тарана не было». Вот так-то. Оказывается, легкий корпус подлодки предназначен для тарана, а не для размещения цистерн главного балласта, обеспечивающих погружение и всплытие лодки и достаточный запас плавучести. Именно из-за этой конструктивной особенности советские подлодки при случайных столкновениях с американскими субмаринами всегда оказывались, говоря на языке прокуроров, потерпевшими сторонами: однокорпусные американские ПЛ «резали» советские двухкорпусные ПЛ как консервную банку. 

 P.S. В июне 2007 г. указом президента РФ В. Путина главному конструктору ЦКБМТ «Рубин» Игорю Спасскому присуждена Государственная премия РФ 2006 года за "выдающиеся достижения в конструировании трех поколений атомных подводных лодок". Как будто и не было трагедии «Курска». А завтра в подмосковном Монино будет устроено грандиозное авиашоу с участием всех типов летательных аппаратов ВВС. Кому выгодно, чтобы люди забыли гибель подводников-североморцев?

Категория: Загадки истории | Просмотров: 1280 | Добавил: grundik | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Календарь новостей
«  Март 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Поиск

Друзья сайта
реклама в интернет, быстрая раскрутка сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024