Обстоятельства гибели японской подводной лодки «1-52» долгие годы были засекречены. Она везла золото в нацистскую Германию и затонула в Атлантическом океане вместе с экипажем и грузом. Гитлеровская Германия поставляла в Японию военную технику и приборы: радарные установки, торпеды, бомбардировочные прицелы, Взамен за эти поставки немцы получали от дальневосточного союзника стратегическое сырье: вольфрам, олово, каучук для военной промышленности, атакже опиум для фармацевтических предприятий. Эти грузы шли через Советский Союз по транссибирской железнодорожной магистрали протяженностью более 9 тысяч километров. Когда Германия напала на СССР, для японско-немецкого товарообмена остался только длинный морской путь - 22 тысячи километров. Немцы маскировали свои морские караваны под чужие, принадлежащие нейтральным государствам. Но маскировка не помогала, и к началу 1944 года Германия потеряла половину транспортных судов. Чтобы поступление необходимых грузов не прекратилось окончательно, Япония и Германия использовали подводный флот. Военное судостроение Страны восходящего солнца специализировалось на строительстве больших подводных лодок. Японские субмарины были на 30 метров длиннее немецких. «Гиганты» преодолевали 34 тысячи километров без дозаправки топливом и были вполне пригодны для транспортировки грузов. В марте 1944 года подводная лодка «1-52» тайно покинула Японию. После ос-Шновки в Сингапуре она пересекла Индийский океан, обогнула мыс Доброй Надежды и продолжила плавание по Атлантическому океану. На борту подлодки находились почти 300 тонн груза (в том числе 2,8 тонны опиума, 54 тонны каучука и 2 тонны золота), полный боекомплект, 95 человек личного состава и 14 инженеров, которым предстояло в Германии ознакомиться с новейшими технологиями производства вооружения. Во французском порту Лорьян дожидалась немецкая субмарина со «встречным» военным грузом на борту. Немцы приготовили для своих союзников радарные установки, вакуумные приборы, шарикоподшипники и, возможно, окись урана для ядерных исследований. американцы знали об этой секретной операции абсолютно все, до мельчайших подробностей. Посол Японии в Берлине Осима Хироои доверенным яйцом Гитлера и был посвящен в , планы фюрера. Сотрудники ЯПОНСКОГО ПОСОЛЬства передавали мацию по радио в етеретвои» дел в Токио, а союзников сообщения. Спецслужбы союзников сум расшифровать к противника, и главное командование в Вашингтоне заранее знало о тайной встрече в Атлантическом океане японской и немецкой подлодок. Место встречи было назначено далеко от берега, чтобы туда не могли долететь самолеты противника. Но у американцев был в запасе так называемый «baby flat-top» - транспортное судно со взлетно-посадочной полосой на палубе. Благодаря мини-авианосцу американская морская авиация могла совершать налеты на корабли противника далеко в открытом море. ночью 23 июня 1944 года немецкая субмарина всплыла в условленном месте. Вскоре появилась японская лодка. Трое немецких моряков доплыли в шлюпке до «I-52», передали японцам радар и вернулись назад. После этого немецкая подлодка сразу же начала погружение. До сих пор неизвестно, почему японцы не последовали примеру немецких коллег - огромная туша японской субмарины безмятежно возвышалась над мелкой рябью спокойного океана. Это была роковая ошибка. Американский «babyflat-top» прибыл в этот район Атлантики на два дня раньше и поджидал свою жертву. Над местом встречи подлодок патрулировали 4 самолета, которые с помощью радаров засекли «I-52» и сбросили осветительные ракеты на парашютах и буй с гидролокатором. Японцы пытались уйти от преследования, но плавучий сонар регистрировал шум от гребных винтов подлодки и передавал радиосигналы на Самолет. Пилот, ориентируясь на эти сигналы, выпустил торпеду точно в цель. Новая техника не подвела американцев. На следующий день нефтяное пятно на поверхности обозначило место субмарины. Американские моряки выловили из воды более 1350 килограммов каучука. В1990 году, когда многие секретные документы военных лет были рассекречены, некий ПолТайду-эл отыскал в Вашингтоне в архиве Второй мировой войны документы о подводной лодке «I-52»: сообщения разведки, выписки из судовых журналов и расшифрованные тексты радиоперехватов, Тайдуэлу попались на глаза записи офицера разведки, из которых он узнал, что на борт «I-52» погрузили две тонны золота. В апреле 1995 года Тайдуэл арендовал для поисков подводной лодки российское исследовательское судно. Радарные установки «ощупали» большой участок дна на глубине 5 тысяч метров. Первые результаты обескуражили «золотоискателя»: там не было ничего похожего на остов корабля. Но компьютерный анализ неожиданно показал местонахождение «I-52» на расстоянии 16 километров от района поиска. Тайдуэл велел обыскать дно в этом месте, и видеокамера вдруг выхватила из непроглядной темноты часть кормы гигантского корабля. По конструкции кормы специалисты определили, что это японская подводная лодка первого класса. Тайдуэл, окрыленный успехом, начал готовиться к подъему ценного груза «1-52» для выполнения такой сложной операции нужно было заполучить российский научно-исследовательский корабль «Академик Мстислав Келдыш». Это уникальное судно, оснащенное оборудованием для работы на больших глубинах и подъема крупногабаритных предметов, успешно работало на месте гибели «Титаника». Арендовать «Академика Келдыша» - дорогое удовольствие, и на поиски инвесторов ушло три года. 8 ноября 1998 года научно-исследова-тельекое судно «Академик Мстислав Келдыш» с двумя глубоководными аппаратами «Мир-1» и «Мир-2» вышло из порта Ла-Пальмас на Канарских островах. Оборудование этих аппаратов не позволяло обследовать подлодку изнутри, но Тайдуэл думал.что золотые слитки лежат на дне вокруг развороченной взрывами лодки. «Келдыш» достиг нужного района Атлантики в 2400 километрах от побережья Африки, и сразу же с его борта спустили на глубину 5 тысяч метров оба «Мира». Через 4 часа от начала погружения Тайдуэл и его помощники разглядели на дне причудливо громоздившиеся металлические обломки и ящики. В инвентарной описи подводной лодки «I-52» значилось 146 слитков золота в металлических ящиках. Носовую часть подлодки разнесло взрывом, позади рубки зияла огромная пробоина, но открытый входной люк не имел видимых повреждений. Корма уцелела и даже не покрыта донными отложениями. По конструкции кормовой части субмаринубез колебаний идентифицировали как «I-52». ^^ помощью роботов-манипулято-ров ящики удалось поднять на по-\J верхность. Охранники Тайдуэла доставили находки к нему на квартиру. Он сам их вскрыл и потом сказал, что во всех ящиках оказался опиум, но большинство членов экспедиции не поверили своему боссу. Люди Тайдуэла открыто роптали, но работу не бросили и добросовестно обшарили большой участок дна вокруг лодки. Всем хотелось найти золотые слитки, но вместо золота незадачливые «искатели приключений» раз за разом вытаскивали со дна олово. Каждое погружение «Мира» обходилось инвесторам в 25 тысяч долларов, и они начали терять терпение. Наконец команда Тайдуэла добралась до слоя металлических слитков под днищем лодки. Слитки высыпались из грузового отсека, устроенного с внешней стороны корпуса ради экономии места внутри лодки. Под водой эти аккуратные металлические брусочки выглядели многообещающе: они соблазнительно лоснились матовым блеском... Но на поверку оказалось, что это олово. Поднимать оловянные слитки с большой глубины не имело смысла - затраты не окупились бы. Проникнуть внутрь корпуса «I-52» не было никакой возможности. Экспедиция закончилась полным крахом и принесла участникам сплошные разочарования и долги. Но «золотоискатель» не унимается - он понимает, что охота на золотые слитки не закончена. Пол Тайдуэл уверен, что две тонны золота ждут своего часа в темных глубинах океана, в одном из внутренних грузовых отсеков «I-52».